
Правила для водителя
В зимний период вождение автомобиля требует от водителя не только внимательности, но и определенных навыков. Именно на зимней дороге вероятность попадания в аварию возрастает в разы. Как избежать ДТП зимой? Предлагаем запомнить всем водителям ключевые правила.
1. Вовремя меняйте резину
Как утверждают эксперты, идеальной формулой для шин является 4х4х4. То есть они должны быть не старше четырех лет, иметь глубину протектора не меньше 4 миллиметров. На всех колесах должны стоять 4 покрышки с одинаковым рисунком.
2. Обязательно очищайте крышу автомобиля от снега
Некоторые автомобилисты ленятся очищать крышу своего авто после сильных снегопадов, ограничиваясь очисткой фонарей, фар и стекол. Если слой снега на крыше небольшой, то его легко сдует ветер, но если там скопился большой сугроб, это может привести к аварийной ситуации. Это объясняется тем, что по мере того как будет нагреваться крыша машины, нижний слой сугроба начнет понемногу таять. И в случае резкого торможения он может неожиданно съехать на лобовое стекло, лишив водителя обзора.
3. Водитель должен сидеть правильно
Если сидеть с прямой спиной и шеей, вестибулярный аппарат водителя будет работать значительно лучше. Неправильная посадка (например, когда водитель полулежит, вытянув веред руки) ухудшает обзор, ориентацию в пространстве и координацию движений. Эксперты утверждают, что расстояние до руля должно быть таким, чтобы рука касалась верхней части обода запястьем, при том, что лопатки водителя должны быть прижаты к спинке сиденья. Ноги должны быть согнуты в коленном составе как можно меньше. Правая ступня должна опираться на пятку, что позволит в случае необходимости как можно быстрее перенести ее с педали газа на тормоз.
4. Следует снять теплую куртку
В идеале, верхняя одежда должна быть снята, как и головные уборы, которые снижают слышимость и видимость. Также не рекомендуется включать печку на максимум, превращая салон в «баню на колесах». Кроме этого не следует выставлять в салоне высокую температуру, когда двигатель еще не нагрет – так автомобиль будет прогреваться дольше.
5. Отложите телефон в сторону
Водителя ничего не должно отвлекать о дороги. Пользоваться смартфонами во время вождения и так опасно, а зимой, когда и видимость хуже, и аварийных ситуаций на дороге больше – тем более. И чтобы оперативно и безошибочно отреагировать на возможную опасность, руль во время вождения всегда нужно держать обеими руками. Наилучшим положением рук на колесе руля, можно назвать «без пятнадцати три».
6. Определите скользкие места
Если прогноз погоды сообщил о гололедице, это не означает, что теперь все дороги покрыты льдом. В первую очередь лед образуется на эстакадах и мостах, на лесных въездах и выездах, на открытых стоянках, на светофорах, въездах во дворы и на второстепенных улицах. Чтобы проверить сцепление шин с дорогой, нужно легонько притормозить на небольшой скорости. Если автомобиль «клюнет», значит, сцепление нормальное. Но если этого не случилось, следует значительно снизить скорость передвижения.
7. Действуйте плавно
Руль должен поворачиваться водителем мягко, плавно и на минимально возможный угол, избирая пологую траекторию. Так же аккуратно следует пользоваться педалью газа, чтобы не вызвать занос резким нажатием. Но если сорвало корму, действовать рулем нужно напротив, резче. Тогда, если корма поплыла на прямом участке, ей можно будет придать стабильное положение серией резких и быстрых поворотов рулем вправо и влево.
8. Удерживайте безопасную дистанцию
Зимой дистанция до идущего впереди автомобиля должна быть значительно больше.
При скорости 60 км/ч, дистанция должна составлять не менее 30 метров, а если скорость 80 км/ч – не менее 40 м.
Запомните, что дистанция – ценнейшее оружие водителя. И чем ближе водитель приближается к идущему впереди автомобилю, тем меньше он видит. Между тем, способность видеть как можно больше – одно из основных требований безопасного движения. И если передняя машина вдруг начнет «танцевать», водителю потребуется достаточно места, чтобы затормозить или объехать ее.
9. Забудьте об «умной электронике»
Множество современных машин имеют электронные системы стабилизации. Благодаря ним исправляются ошибки, совершенные водителями, например, с их помощью можно избежать заноса и сноса на начальном этапе. Однако следует помнить, что на скользкой дороге от них нет практически никакой пользы.
10. Работайте газом правильно
Машины, и с задним, и с передним приводом, очень чутко реагируют на сброс газа на скользком покрытии, поэтому нужно заранее потренироваться плавно изменять подачу топлива. Выходя из заноса, при повернутых в его сторону колесах, на переднеприводной машине отпускать педаль газа нельзя, а на машине с задним проводом ее нужно, напротив, осторожно отпустить.
11. Научитесь стабилизировать автомобиль
Эксперты рекомендуют, поворачивая руль в сторону заноса, поворачивать голову в направлении дороги, глядя в том направлении, в котором водитель намерен ехать. При этом действовать нужно быстро, а руль поворачивать как можно более плавно. Главное делать это не медля, иначе можно «зависнуть» с колесами, повернутыми в направлении заноса. В случае если выровнять машину с первой попытки не поучилось, движение рулем следует повторить несколько раз.
12. Не бойтесь скользить
В самом начале зимнего периода стоит немного потренироваться управлять машиной на льду, обучиться действовать газом и рулем на скользкой дороге и «ловить» автомобиль в скольжении.
Тренироваться можно как в автошколе, так и самостоятельно – на безлюдной огороженной площадке, покрытой снегом или льдом.
Поскольку даже плавный сброс скорости может привести к сносу или заносу, следует тренироваться, чтобы научиться контролировать эти факторы. Поняв, как развивается скольжение и, привыкнув к этому, водитель уже не испытает шока, внезапно потеряв контроль над управлением.
Будьте внимательны! Безопасных всем дорог!
Инспектор по пропаганде БДД отделения Госавтоинспекции
по Смоленскому району С.А.Максимова